Autumn (ira_autumn) wrote,
Autumn
ira_autumn

Социальная психология и лифты или Зачем так важно наблюдать себя?

Таки Раневская была права с советом есть все, что угодно, но перед зеркалом. :) Можно даже одетой. :))
Оригинал взят у svetlana_panina в Социальная психология и лифты или Зачем так важно наблюдать себя?
Сегодня я открыла комментарии на вопрос "Зачем в лифтах зеркала"? Хочу прокомментировтаь ответы. Они  были разными, но вы все правы.
Самый популярный ответ, которые дали мои добрые друзья - в лифтах зеркала установлены для тех, кто страдает от клаустрофобии, чтобы облегчить их страдания.  Это правильный ответ, но все-таки эффект "избавления от неприятных ощущений" - это лишь легкий побочный эффект зеркал в лифте. Изначально решалась другая проблема.

О, если бы клаустрофобия лечилась зеркалами! Я бы попросила сделать мне зеркальной крышку гроба. Психотерапевты бы пошли по миру с протянутой рукой. Чувство дискомфорта от замкнутого пространства свойствено каждому человеку, но у большинства оно легко переносится, если мы знаем, что это ненадолго и скоро закончится. Если мы, выбирая между дискомфортом поднятия на этажи пешком и дискомфортом прокатиться в замкнутом пространстве выбираем лифт, то клаустрофобией мы не страдаем.  Нет смысла что-то делать с этим, зеркала ведь тоже денег стоят, если люди не особо жалуются на тесноту и продолжают пользоваться лифтом. Ведь настоящая клаустрофобия - это когда я, знаете ли, вовсе этих лифтов не боюсь, у меня просто щитовидка шалит, мне в лифте душно и сердце из груди выскакивает, поэтому я предпочитаю тренировать сердце, ходить на 20 этаж пешком. Никакой фобии, что вы! Только здоровый образ жизни и фитнес. В общем, если люди с клаустрофобией не будут пользоваться лифтами, то производители и продавцы лифтов от этого не очень пострадают. Нецелевая группа, да и малочисленная весьма.

И все же я горжусь вашими ответами! Вы истинные гуманисты и вообще прекрасные люди. Я бы тоже подумала, что зеркала - это забота о людях, которым негде делать "сэлфи". Но ведь я блондинка, а не владелец компании, например,  "Отис" - старейшего производителя лифтов. Если бы владельцы бизнеса рассуждали в терминах блондинок человеколюбия, боюсь, они бы очень быстро разорились. Оказалось, принципов успешной коммерции достаточно для того, чтобы и денег можно было заработать, и гуманизмом отличиться. Сама история компании началась с того, что не слишком удачливый поначалу предприниматель, зато талантливый инженер по тормозам  Элиша Грейвс Отис придумал "ловители" - устройства, предотвращающие резкое падение кабины или груза при обрыве троса. Через много лет он  запустил в производство подъемные устройства, назвав их "безопасными лифтами". Удачное название, правда? Дает представление о том, какими пугающими были лифты до его изобретений.

Звучит, конечно, цинично, но для развития и процветания любого бизнеса живые потребители товаров и услуг куда платежеспособнее, чем погибшие. А иски от упавших, но выживших пассажиров лифта, куда разорительнее, чем дорогие, но эффективные системы безопасности. Я всегда в глубине души подозревала, что корни современного гуманизма закопаны в презренный металл по самые яблочки. А вы? Поэтому я продолжаю подозревать, что  идея вешать зеркала в лифты пришла не от человеколюбия. А от другого принципа - "вложи поменьше, получи побольше", в смысле "повышай производительность, сокращай издержки". Статья, на которую я ссылалась вчера, приводит зеркало в лифте, как пример простого решения  сокращения жалоб потребителей на то, что лифт движется между этажами слишком медленно. Легенда гласит, что был объявлен конкурс на решение этой проблемы. И зеркало на стене лифта победило, как самый дешевый способ занять заключенного в лифте пассажира полезным, но безобидным делом. Лифты двигаться быстрее не стали, зато жалобы прекратились.

Но правы оказались и те читатели, которые сказали, что зеркала устанавливаются против вандалов. С одной стороны, понятно, что наши руки не для скуки, и если в лифте нечем заняться, то поджечь кнопочку или написать маркером по стенке стихотворение на урду - это отличное развлечение. Созерцание себя в зеркале ненадолго отвлекает от зажигалки, и лифты страдают меньше. Однако, оказалось, что антивандальный эффект зеркал основан не только на субъективном сокращении времени ожидания. В качестве примера привдеу эксперимент социолога Артура Бимана. Это  был бесчеловечный опыт, потому что проводился на детях в хеллоуин.

Детишечки стучали в дом, их встречали научные сотрудники, наряженные в обыкновенных жителей американских домов. И в ответ на суровое требование  "конфеты или жизнь" разрешали взять из вазочки в прихожей только по одной конфетке на ребячью мордаху. После чего взрослые внезапно вспомниали о неотложных делах и уходили в глубину дома, оставив детей наедине с собственной совестью и сладким искушением. Примерно каждый третий ребенок брал больше, чем было позволено. Что с них взять - дети! Но когда в прихожей повесили зеркало так, чтобы малыши могли видеть себя, когда тянутся за сладостями, количество "краж" невероятно сократилось. Теперь только восемь из ста карапузов позволил себе взять лишнего.

Даже детям собственное отражение в зеркале помогает соблюдать социальные нормы. Взрослые тоже редко хотят наблюдать за собой в те моменты, когда они совершают что-то, что не одобрили бы окружающие. Или что-то такое, что не одобрили бы они сами, если бы увидели, как это делает кто-то другой.  Наблюдая за собой в зеркало, человек сам становится одновременно и объектом наблюдения и субъкетом. Желание выглядеть лучше начинает проявляется не только во внешности, но и в поступках. В прозрачных лифтах зеркала устанавливать не надо, и даже не потому, что сквозь стекло нас все видят и хочется вести себя красиво. А потому что эти  лифты дорогие, кнопки там железные и зажигалкой не плавятся.  Тьфу просто, никакого веселья.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments